Пластичные смазки – самостоятельный вид материалов, обеспечивающих надежность и долговечность техники (ранее их называли консистентными). Их мировое производство составляет около миллиона тонн в год, что значительно меньше выпуска смазочных масел (около 40 млн. т/год). Итак, пластичная смазка – это структурированная высокодисперсная система, которая состоит, как правило, из базового масла и загустителя. При обычных температурах и малых нагрузках она проявляет свойства твердого тела, т. е. сохраняет первоначальную форму, а под нагрузкой начинает деформироваться и течь подобно жидкости. После снятия нагрузки пластичная смазка вновь застывает. Основное ее назначение – уменьшить износ поверхностей трения и продлить тем самым срок службы деталей машин и механизмов. В отдельных случаях смазки не столько уменьшают износ, сколько упорядочивают его, предотвращают трение и заклинивание смежных поверхностей, препятствуют проникновению агрессивных жидкостей, абразивных частиц, газов и паров. Смазки, которые практически не изменяют своих показателей качества весь период работы в узле трения, относятся к «вечным» (т. е. закладываются одноразово на весь период работы техники) или долго работающим (с большим периодом замены). Почти все смазки обладают антикоррозийными свойствами. Для защиты металлических поверхностей от коррозии при транспортировке и длительном хранении разработаны консервационные смазки. Для герметизации зазоров в механизмах и оборудовании, а также соединений трубопроводов и запорной арматуры созданы уплотнительные смазки с лучшими герметизирующими свойствами, чем у масел. Некоторые смазки специального назначения увеличивают коэффициент трения, изолируют или, наоборот, проводят ток, обеспечивают работу узлов трения в условиях радиации, глубокого вакуума и т. п. По составу это сложные коллоидные системы, состоящие из жидкой основы, которая называется дисперсионной средой, и твердого загустителя – дисперсной фазы, а также наполнителей и присадок. В качестве дисперсионной среды используют различные масла и жидкости. Около 97% пластичных смазок готовят из нефтяных продуктов. Применяются и синтетические масла для смазок, работающих в специфичных и экстремальных условиях: сложные эфиры, фторуглероды и фторхлоруглероды, полиалкиленгликоли, полифениловые эфиры, кремнийорганические жидкости. Из-за высокой стоимости такие масла растространены не очень широко. Сейчас в России вырабатывается примерно 150 наименований пластичных материалов в количестве 45...50 тыс. т/год. По структуре производства мыльных смазок Россия значительно отстает от Западной Европы и США, где основными являются литиевые смазки – в США 60% общего объема и в Западной Европе 70%. В России их доля невелика – 23,4%, или около 10 тыс. т/год. Современные смазки на 12-гидроксистеарате лития, например типа Литол-24, хорошо работают в широком диапазоне температур – от –40 до +120°С, имеют хорошие эксплуатационные свойства, заменяют многие устаревшие продукты, такие как консталин, 1-13, солидолы и др. Это перспективные и конкурентоспособные материалы. Более перспективны смазки, приготовленные на комплексном литиевом мыле. Они работают в более широком диапазоне температур (от –50 до +160...200°С), нагрузок и скоростей. Комплексная литиевая смазка ЛКС-металлургическая в ряде случаев заменяет ИП-1, 1-13, ВНИИНП-242, Литол-24. Комплексные литиевые смазки также применяются в оборудовании текстильной, станкостроительной, автомобильной и других отраслей промышленности, в подшипниках ступиц колес автомобилей.
Смазка тормозная ЖТ-79л по цене от 470руб/кг Смазка ЖТ-79л (ТУ-0254-002-01055954-01) — железнодорожная смазка; смесь кремнийорганической жидкости и изопарафинового масла, загущенного стеарином лития; содержит антиокислительную присадку и пластификатор. Основные эксплуатационные характеристики смазки ЖТ-79Л: не вызывает набухания резины, хорошие противоизносные характеристики, морозо- и водостойкая. Работоспособна при температуре -60…+120°С.
Основное назначение смазок-уменьшение износа поверхностей трения для продления срока службы деталей машин и механизмов.Наряду с этим смазки выполняют другие функции. В отдельных случаях они не столько уменьшают износ,сколько упорядочивают его, предотвращая задир, заедание и заклинивание поверхностей трения.Смазки препятствуют проникновению к поверхностям трения агрессивных жидкостей,газов и паров, а также абразивных частиц (пыли,грязи и т.п.)Почти все смазки выполняют защитные функции, предотвращая коррозию металлических поверхностей.Благодаря антифрикционным свойствам смазки существенно уменьшают энергетические "затраты" на трение, что позволяет снизить потери мощности машин и механизмов. Состав смазок: Смазки состоят из жидкой основы (дисперсионной среды), твердого загустителя (дисперсной фазы) и различных добавок, определяющих конечные эксплуатационные характеристики составов. Классификация смазок. Смазки классифицируют по консистенции, составу и областям применения. По консистенции-полужидкие,пластичные и твердые; по составу-мыльные смазки, неорганические смазки, органические смазки, углеводородные смазки; по области применения-в соответствии с ГОСТ 23258-78 смазки разделяют на антифрикционные, консервационные, уплотнительные, канатные. В странах СНГ производят более 200 наименований. Их выпускают предприятия нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, приборостроения, министерства путей сообщения и др.
Пластичные смазки. Общие сведения. Пластичные смазки представляют собой пастообразные смазочные материалы. Основной причиной применения пластичных смазок являются условия, при которых смазывание обычными жидкими маслами невозможно, либо нецелесообразно. Суть смазывания пластичными смазками заключается в том,что благодаря своей структуре они обладают прекрасными адгезионными свойствами, постепенно выделяют для смазывания трущихся поверхностей масло, входящее в их состав, и длительное время удерживаются в узлах, в которых обычные жидкие масла не способны удерживаться. В зависимости от основного назначения смазки разделяют на: - антифрикционные - консервационные (защитные) - уплотнительные Кроме классификации по назначению пластичные смазки классифицируют: - по составу (в зависимости от применяемых загустителей). - по деформируемости (консистенции). - по температурному диапазону применения (высокотемпературные,низкотемпературные). - по диапазону применения (обычные, специальные, многофункциональные). Состав пластичных смазок. Смазки представляют собой трехкомпонентную коллоидную систему, состоящую из базового масла, загустителя и модификаторов-малорастворимых присадок, наполнителей и др. Загуститель образует дисперсию в жидком масле, которая чаще всего бывает волокнистой структуры и образует пространственный каркас смазки, содержащий в себе масло, самовыделяющееся для смазывания поверхности. Каждая составная часть смазки выполняет специфическую функцию: загуститель придает смазке густоту, масло смазывает поверхности трения, присадки улучшают функциональные свойства смазок. 1. Базовые масла – это основная составная часть (70-90 %) смазки, образующая дисперсионную среду. В большинстве случаев применяются минеральные, синтетические и растительные масла. Свойства смазок зависят от свойств масла. Именно поэтому, для получения смазок с необходимыми свойствами используют различные масла. 2. Загустители – это мягкие, мылообразные органические вещества, которые смешиваются с маслом для повышения его густоты. В качестве загустителей чаще всего применяют соли металлов и жирных органических кислот, которые называются мылами. Доля загустителя в смазках составляет 5-20%. 3. Присадки – могут быть растворенными (функциональные присадки) или находится в смазке в виде мелких частиц – взвеси (наполнители). Присадки улучшают антифрикционные, противоизносные, противозадирные свойства смазок, способствуют их адгезии к смазываемым поверхностям, повышают термическую и коллоидную стабильность, уменьшают коррозию и