Стационарные домкраты для трамваем и вагонов метро
Дальнейшим развитием домкратных установок являются стационарные подпольные домкраты для подъема вагонов, в которых для обеспечения безопасности применено аналогичное техническое решение с использованием самотормозящегося ходового винта. Однако это оборудование размещается в ремонтно-смотровой канаве ниже уровня ходового пути, на котором устанавливается поезд. При удалении тележки или колесной пары из-под кузова на их место ставятся передвижные подставки или убирающиеся напольные опоры, которые поддерживают кузов. Затем платформы соответствующих подъемников опускаются, и заменяемый объект транспортируется на нужную рабочую позицию в цехе. Установка новой тележки или колесной пары производится в обратном порядке.
К преимуществам подпольных домкратов перед передвижными домкратами относится и то, что они позволяют ускорить выполнение операций по опусканию и подъему, а необходимость в перемещении домкратов на соответствующие рабочие позиции отпадает. Вместе с тем сокращение затрат времени на выполнение этой работы достигается за счет уменьшения гибкости, поскольку комплект домкратов находится в стационарном положении в пределах заданной зоны проведения технического обслуживания и ремонта, а фиксация подъемных платформ означает, что их можно использовать для подъема подвижного состава только определенного типа.
Еще одним достоинством подпольных стационарных домкратов для ваонов является возможность их размещения на плоском полу. В таком случае нет необходимости в использовании ремонтно-смотровой канавы, так как кузов для диагностики или замены элементов ходовой части можно быстро поднять. При этом экономится производственная площадь. Однако стоимость этого оборудования, как и строительно-монтажных работ при установке, довольно высока.Поэтому при проектировании новых или реконструкции действующих депо, предназначенных для обслуживания большого парка однотипного подвижного состава, следует тщательно оценить преимущества и недостатки домкратов и стационарных домкратных установок с технической и экономической точки зрения для принятия оптимального решения по выбору оборудования. Следует отметить, что для получения максимальной гибкости в работе в ряде случаев целесообразно сочетать преимущества оборудования разных видов. Так, при проведении планового технического обслуживания и ремонта с заменой всех тележек предпочтительнее поднимать кузова всех вагонов поезда (без его расцепления) одновременно с помощью мобильных домкратов. Если же нужно вне графика заменить единичные колесные пары или тележки, лучше подходят подъемно-опускные устройства. Таким образом, в первом случае используется высокая производительность комплекта домкратов, а во втором — оперативность локальных устройств.