Более 1 млн. км магистральных ж. д. в мире обслуживаются автономными локомотивами, преимущественно тепловозами. Главными полигонами тепловозной тяги за рубежом являются ж. д. таких промышленно развитых стран, как США и Канада, где почти все движение обслуживается тепловозами и парк локомотивов составляет ок. 30 тыс. единиц (секций). Основные производители тепловозов в Северной Америке, которые в последние годы делят почти поровну локомотивный рынок ж. д. США, – «Дженерал моторе» и «Дженерал электрик», а также «Монреаль локомотив уоркс» в Канаде. Электротяговое отделение корпорации «Дженерал моторе» (Electro-Motive Division – General Motors Corporation, EMD-GM) производит 2-тактные тепловозные дизели собственной конструкции (с 1938 г. последовательно – типы 567, 645 и 710), тяговое электрооборудование, экипажную часть, а также осуществляет сборку и выпуск тепловозов. Основное предприятие в г. Ла-Грейндж (шт. Иллинойс). Производство маневровых тепловозов было начато в 1935 г., пассажирских – в 1938 г., грузовых – в 1940 г. Производственные мощности в кон. 80-х гг. обеспечивали выпуск до 5 секций тепловозов в сутки. Филиалы корпорации в Канаде (General Motors of Canada), Аргентине и ЮАР производят тепловозы для рынков своих регионов. В некоторых странах Европы, Азии, Южной Америки тепловозы конструкции EMD-GM строятся местными фирмами по лицензиям. Отделение транспортных систем компании «Дженерал электрик» (General Electric – GE Transportation Systems, GETS) на заводе в г. Скенектеди (шт. Нью-Йорк) с 1925 г. совместно с компанией «Ингерсолл – Рэнд» (Ingersoll – Rand) строило маневровые и промышленные тепловозы малой мощности; с 1940 г. в кооперации с АЛКо было начато производство магистральных тепловозов, электрооборудование для которых создавалось фирмой GE. С 1954 г. на заводе в г. Эри (шт. Пенсильвания) строятся тепловозы собственной разработки GETS с 4-тактными дизелями фирмы «Купер-Бессемер» (Couper-Bessemer); имеет филиал в Бразилии. В ФРГ, ЮАР, Австралии и Китае тепловозы фирмы «Дженерал электрик» строились местными предприятиями по ее лицензиям.
До 70-х гг. тепловозы выпускала компания АЛКо. Их производство сохранилось в Канаде на предприятиях «Монреаль локомотив уоркс» (Montreal Locomotive Works -MLW – Industries of Canada), которые вошли в транснациональную корпорацию «Бомбардье» (Bombardier Inc.). В США имеется ряд более мелких производителей, которые осуществляют сборку или модернизацию локомотивов на базе узлов серийных тепловозов, выпускаемых крупными фирмами.
Наибольшие объемы производства тепловозов в США относятся к 1950-1952 гг. (до 4000 ед. в год). В 1965-1980 гг. производство находилось на уровне 1000-1500 тепловозов в год. После 1981 г. выпуск значительно снизился из-за сокращения заказов на новые локомотивы в связи с резким ростом цен на нефть. В 1985-1987 гг. размеры поставок железным дорогам локомотивов, выпускаемых заводами EMD-GM и GETS, стали возрастать.
В промышленно развитых странах Западной Европы тепловозостроение характеризуется, с одной стороны, производством более «легких» тепловозов (с нагрузками от оси на рельсы 160-180 кН) и с другой – выпуском многочисленных типов маневровых и промышленных тепловозов. Поэтому на локомотивах широко применяются быстроходные дизели и гидравлические передачи. Современные магистральные тепловозы с электропередачей создают и строят (2001 г.) фирмы «Альстом» (Франция), «Тиссен-Хеншель» (ФРГ), «Инглиш электрик» (Великобритания) и европейский концерн «Адтранц» (Adtranz – ABB Daimler – Benz Transportation).